В.: Тахир Юсупович, с учётом всей этой неопределённости и того факта, что мы не очень понимаем, какие процессы происходят внутри этих «хамелеонов», по Вашему мнению, какую позицию по отношению ко всему происходящему в моменте следует занимать простому человеку, чтобы, как бы сказал Карл Юнг, «сохранить свою самость», себя, своё «я», чтобы, скажем прямо, не сойти с ума от того, что происходит в мире?
ТЮ: Непросто. Сложнее всего то, что сейчас человек как раз проверяется на экологическую валидность. Проверятся то, о чём мы рассуждали уже последние лет 30: что, наверное, всё-таки варварство побеждает; наверное, горе всё-таки от ума; наверное, не нужны нам эти образования. Зачем нам вообще этим заморачиваться? Деньги делаются по-другому, а деньги определяют всё. И вот этот внутренний спор, который люди вели в семьях, в публичном пространстве, сегодня проходит проверку на экологическую валидность. Похоже, мы сегодня понимаем, что простые не выживут в этой ситуации. Простые люди с простым когнитивным стилем мышления окажутся либо на обочине, либо будут просто использованы как расходный материал. Т.е. они не будут субъектами происходящего. Поэтому что мне кажется здесь важным:
Первое: победят те, у кого есть позитивная программа и есть позитивная энергетика. Чтобы у меня была позитивная программа и позитивная энергетика, у меня нет никакого другого пути, кроме как жить осмысленно. Мне нужны смыслы. Мне нужно понимать нечто, что больше, чем я, ради чего стоит жить. И я должен понимать, что это, причём довольно отчётливо и ясно. У людей есть хорошие возможности: есть близкие, есть родные люди, и это значительно больше, чем ты сам. Попробуй сюда обратить свой взор, попробуй включить эту отзывчивость, и тогда будет более-менее понятно, почему такая странная статистика: люди, которые в чрезвычайных ситуациях помогали другим, с большей вероятность выживали. Вот почему такая статистика? Всё вроде как алогично: тебе бы сбежать отсюда, из этого места, где произошло ЧП, а ты, напротив, туда рвёшься и помогаешь людям. И выживаешь сам, помогая выжить другим. Вот эта идея смысла, отзывчивости, заботы становится какой-то очень нетривиальной, носит какой-то экзистенциальный характер. И в этом смысле человеческая сущность, по сути, предшествует его существованию. Потому что моё существование завязано на моей сущности, на моих смыслах. Какие у меня смыслы? И откуда берётся этот набор смыслов? Где я могу его взять ещё, кроме того, что мне уже дано? Например, в виде семьи, хотя и эта ситуация довольно сложная для многих людей – понятие «семья» сейчас очень неустойчивое, нестабильное и нечёткое. Тем более что и способ организации такого типа общности тоже претерпел очень большие изменения. Есть там эти семьи, какие они, о чём идёт речь? И вопрос тогда возникает: а где ещё эти смыслы? Где их искать? Есть ли какой-то клондайк, куда мы можем обратить свой взор, прийти туда и там их искать?
Есть! Это всё, что касается таинственного, сакрального и духовного. Того, что вообще большинству людей зачастую было непонятно. Например, зачем писать картины? Хочешь дерево увидеть – подойди и посмотри на него. Зачем смотреть картину про дерево? Зачем удваивать эту реальность? Но в этом как раз и особенность того, что, как Фёдор Михайлович Достоевский писал: «В земле, в почве есть нечто сакраментальное». Он имел ввиду сакральное, что-то имеющее отношение к порождению жизни как таковой. Что-то даже такое бактериальное, я бы даже сказал, что было на уровне каких-то предыдущих человеческих опытов. Понятно, что мы это не можем воспринимать как инструкцию, как руководство к действию. Для нас это некий материал, который мы можем читать как книгу: в 10, потом в 20, потом в 30, потом в 40 лет. При этом книга не поменялась, но наш собственный личный контекст поменялся. И это невероятно и непостижимо: сейчас я смотрю на то, что было 20 лет назад, и думаю, что это будто было вчера, а на то, что было 10 лет назад – будто это было сегодня. И дело не в скорости, с которой крутится время. Очень важно зафиксировать былое. Из былого мы возьмём смыслы, а эти смыслы создадут позитивную энергию сущего, позволяющую быть готовым к любому грядущему.