Тахир Юсупович:Наверное, это про этику и эстетику отношений, с одной стороны.
С другой стороны, многогранность самих личностей, яркость, которую мы можем понимать, как знание о человеке.
А с третьей стороны, принципиальная позиция, которая манифестируется человеком. Он об этом говорит прямо: кто я, какие у меня ценности, что я никогда делать не буду, потому что это принципиальная моя позиция.
Современный мир дает нам такого обтекаемого, похожего на яйцо человека. Тем более, что люди начинают быть похожими друг на друга и мало чем отличаться. И тут, в общем, наши личные прогнозы, с одной стороны, сложно их делать. С другой стороны, нет никакой необходимости делать эти прогнозы. Люди хуже знают друг друга. Я бы сказал, люди перестают быть прозрачными, то есть понятными. Не прозрачными в том смысле что отсутствующими, не существующими, иллюзорными, а прозрачными, в смысле, ясными для понимания. Такая, мне кажется, есть особенность.
И почему я стал говорить про этику, эстетику отношений. Там же были определенные ритуалы, которые позволяли задавать людям вопросы, что-то такое выяснять и уточнять. Были вопросы, на которые, ну, не всегда легко ответить. Но люди всё равно на них отвечали. Даже такой, вроде бы, спонтанный человек, не особо придерживающийся обычных социальных норм, как Эйнштейн, тем не менее, ему задавали вопрос во время трапезы какой-нибудь, а он отвечал. Он их отвечал, из какого он мира, как он видит этот мир, как он видит себя в этом мире.
И самое интересное для нас, психологов, что вопросы касались прежде всего самого человека:
- Ты кто?
- Какой ты?
- Куда ты движешься?
- Есть у тебя путь какой-то?
Вот. Или его нет. А если есть, то какой это путь? И почему ты выбрал этот путь?
И когда про человека выясняют многое, а потом ещё спрашивают: «Как он видит ту ситуацию, в которой он находится сейчас?». Что это за ситуация? Она связана с исследованиями, она связана с зарабатыванием денег, она связана с обеспечением семьи, благополучием. Вот это становится темой разговора. А о чем? Не о политике же говорить за столом, когда люди собрались. А друг о друге, познавать друг друга.
Вот это, мне кажется, важный момент, что люди познавали друг друга.